План по самообразованию
Таширевой Н. П. на
2018-2019 годы
«Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»
Тема: «Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»
Сказкотерапия – это прежде всего, ЯЗЫК,
на котором можно вести беседы
с душой человека.
Актуальность:
"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Цель: Повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников;
2. овладение новыми формами, методами и приемами работы
3. изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.
Задачи сказкотерапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
2. Получить материал для психодиагностики.
4. Проработать подавленные мысли и чувства.
5. Установить контакт с ребенком.
6. Развить самоконтроль.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
8. Развить творческие способности и повысить самооценку
«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.
Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
Друдл – это задача, в которой требуется домыслить, что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка,
которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ –тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать – и решение кажется очевидным.
Работая в этом направлении, я сделала выводы, что она способствует развитию образного мышления, как у взрослых, так и у детей; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности моих воспитанников и учит мыслить не стандартно. Мне как педагогу, техника так же позволяет лучше осознать психологию ребенка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент). А еще, друдл – это веселое занятие для всей семьи, увлекательные конкурсы для компании, головоломка для ребенка.
Создание предметно – развивающей среды
Наименование |
Сроки |
Пополнить «Центр Народного творчества» новыми пособиями по теме «Сказка». |
Сентябрь
Октябрь |
Дидактическая игра «Узнай сказку» |
В течение года |
Папка сюжетных картинок по сказкам. |
В течение года |
Трафареты сказочных героев для рисования |
Декабрь Январь |
Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка» Подготовить картотеку «Друдлов» |
Февраль
Март |
Работа с детьми
Наименование |
Сроки |
«Друдлы»-игра угадай что здесь изображено. |
Сентябрь |
«Страшилки» Выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно прорисовать. Заранее готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного персонажа: ведьма, чудовище, скелет, вампир. |
Октябрь |
«Страшная маска» Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним. |
Ноябрь |
«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать |
Декабрь |
«Продолжи рисунок» — коллективное занятие Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным. |
Январь |
«Мандала» или рисунок в круге– это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние. |
Февраль |
«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребенка. |
Март |
Песочная терапия Упражнение «Песочный круг» Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его различными предметами (камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т.д.). После этого ребенок должен дать название своему кругу. |
Апрель |
Рисование «Друдл» |
В течении всего года. |
ООД: |
|
Крест - игра (Сред.гр.) «На поиски клада» разв. Речи |
|
«Путешествие морского разбойника и попугая Кеши»-разновозрастная группа |
|
«В гостях у сказки»-младшая группа |
|
«У страха глаза велики»-старшая- подготовительная группа. |
|
Работа с родителями:
Тема |
Сроки |
Квест – игра «Семейное Путешествие» |
На усмотрение педагога |
Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством. Папка передвижка «Что такое Друдл» |
Сентябрь |
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции. |
Октябрь |
Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание участвовать в жизни детского сада. |
Ноябрь |
Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу». Привлечь родителей к созданию книжного уголка. |
Декабрь |
Фото - конкурс «Я похож на литературного героя». |
Январь |
Подбор иллюстраций «Книжные иллюстрации к сказкам" |
Февраль |
Подготовить консультацию "Каждому возрасту своя сказка" |
Март |
Показать слайдовую презентацию в распечатанном виде «Влияние сказок на психическое развитие ребенка» |
Апрель |
Мастер – класс «Что нарисовано на картинке» |
На усмотрение педагога |
Отчет по самообразованию - презентация. |
Май |
Памятка «Как правильно читать сказки» |
Октябрь |
Работа с библиотекой и младшим воспитателем:
Наименование |
Сроки |
1.Сбор книжных иллюстраций(библиотека)
2. Привлечь работников к подготовке атрибутов к оод.
(Младший воспитатель) |
1 квартал |
Оформление буклетов, памяток для по теме: "Каждому возрасту своя сказка», «Проведение развлечение по сказкам»
(библиотекарь) |
2 квартал |
Подбор сказок для чтения.(Библиотекарь) |
3 квартал |
Помощь в изготовлении картотеки «Друдлы» сделанных детьми |
В течении всего года. |
Предполагаемый результат:
- Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
- Знать сказки народов;
- Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
- Уметь передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок.
-Больше версий по рисункам «Друдлам»
Список литературы:
- Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
- Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
- Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
- В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
- Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
- Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.
- Заряна Некрасова, Нина Некрасова Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности!
- Л. А. Литвинцева СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СКАЗКОТЕРАПИИ.
- Р.М. Ткач. «Сказкотерапия детских проблем».
- О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева «Лабиринт души: терапевтические сказки»